m.auto.76.ru
15 июня 2017 08:11

Когда осыпаются деревья

Начало июня в России было отмечено сильными ветрами и ураганами. Пострадали и люди, и автомобили. Прочитав в СМИ советы юристов и комментарии к ним, я понял, что ничего не понял. Какой-то сумбур из рекомендаций, в которых не прослеживается логика. Пришлось залезать в «Гарант» и в «Консультант» и «шерстить» вопрос самостоятельно.

Итак, если на автомобиль в результате порывов ветра упало дерево, нужно сразу же вызвать полицию. Если дерево упало в момент движения автомобиля, то вызывать следует ГАИ. В остальных случаях следует просто звонить в полицию, и с огромной долей вероятности на место происшествия приедет участковый уполномоченный.

Задача полиции – написать в течение 10 дней отказ в возбуждении уголовного дела с предложением решать вопросы о возмещении ущерба в гражданском процессе. Потому, дожидаясь полицию, фотографируем общий план автомобиля с деревом, с близкого расстояния повреждения автомобиля, корень дерева и состояние ствола.

И прежде чем решать, что делать дальше, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Было оповещение о чрезвычайной ситуации или нет?
  2. Имела ли место чрезвычайная ситуация или нет?
  3. Кто будет доказывать обязательность возмещения ущерба?
  4. Кому принадлежит дерево?

Далее комментарии, к ответам на данные вопросы.

  1. Опасное природное явление – частный случай чрезвычайной ситуации. Гидрометеослужба для того и существует, чтобы вовремя явление предсказать и оповестить государственные структуры. На федеральном и муниципальном уровне существуют две отдельные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, которые как раз и направлены на предотвращение ущерба, в том числе от упавших деревьев.

Если чиновники, зная, например, об урагане, бездействовали или не побеспокоились о том, чтобы система оповещения находилась в работоспособном состоянии на момент получения информации об опасном явлении, то их органам и возмещать ущерб. Если вы не получили SMS об урагане и не убрали автомобиль из-под дерева, которое впоследствии рухнуло, то проще обратиться с иском о возмещении ущерба к муниципалитету.

Не путайте штормовое предупреждение, которое по сути является прогнозом погоды, с оповещением о чрезвычайной ситуации, через которое до населения доводится экстренная информация об опасности.

  1. Самым свежим документом, в котором перечислены опасные природные явления, является Руководящий документ РД 52.88.699-2008 «Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений». Более ранний документ – Государственный стандарт ГОСТ 22.0.03-97 / ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».

Опираясь на свежий документ, приходим к выводу, что к опасным явлениям относится «очень сильный ветер», который характеризуется скоростью:

  • при порывах не менее 25 м/с;
  • или средней скоростью не менее 20 м/с.

Справку о состоянии погоды в момент падения дерева берут в местном Центре по гидрометеорологии.

  1. В отношении причинителя вреда действует презумпция виновности. Если дерево упало, когда «очень сильного ветра» не было, значит, работники управляющей компании не выполнили свои обязанности по благоустройству и содержанию зеленых насаждений. Следовательно, управляющей компании и возмещать ущерб. Водителю ничего доказывать не нужно.

Но если «очень сильный ветер» имел место, то доказывать, что управляющая компания неправильно ухаживала за деревом, придется водителю.

Вот тогда и пригодятся фотографии. Скорее всего, придется прибегнуть к помощи экспертов, которые покажут, например, что дерево имело внешние признаки гниения, которые вовремя могли быть установлены, и дерево должно было быть заблаговременно спилено. Возможно, у управляющей компании имеется и график попила гнилых деревьев, да вот только дерево решило упасть раньше графика.

Если эксперты скажут, что дерево было здоровым, то водителю остается восстанавливать автомобиль за свой счет.

  1. Вне населенного пункта имеется полоса отвода дороги и примыкающая к ней придорожная зона. Ширина придорожной зоны зависит от категории дороги, и составляет минимум 25 метров (ст. 26 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности»). Из определения придорожной зоны следует, что она является «охранной зоной линейного объекта – дороги». Следовательно, за деревья, которые падают в полосе отвода и придорожной зоне, отвечает обслуживающая дорогу компания. Узнать, что это за компания, проще всего в ГАИ.

В населенном пункте каждое дерево местная администрация распределяет и закрепляет по управляющим компаниям. Нужно сделать запрос в администрацию и узнать, с кем придется судиться.

Все вышеперечисленное касается и рекламных конструкций. Хотя имеются и свои особенности. Так, например, на каждую конструкцию имеется расчет ее ветроустойчивости, имеются правила ее эксплуатации, в которых, в частности прописана периодичность контроля ее состояния и т. д. и т. п.

Технические расчеты должны быть согласованы с организацией, которая обслуживают дорогу вне населенного пункта. А количество согласований на рекламную конструкцию в городе и приводить страшно. После ознакомления со списком согласований я вообще удивляюсь, как реклама может появиться. Разговор к тому, что чиновников, которые дают разрешения, достаточно много, и среди них всегда можно найти крайнего.

Все, о чем говорится в статье, – не более чем ориентиры. Самостоятельно справиться с возмещением ущерба от упавшего дерева водителю не под силу. Без адвоката не обойтись.

Но если имел место форс-мажор, то есть водитель получил оповещение об опасном природном явлении, оставил автомобиль под деревом, которое оказалось абсолютно здоровым в момент падения в результате «очень сильного ветра», то и к адвокату обращаться не стоит – ремонтировать автомобиль придется за свой счет.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Юрий Панченко  

Фото автора

32998    9  



Подрезал и получил: разбираем спорный таран «учителя»

Как правило, «учителя» остаются безнаказанными, но есть исключения...

34588    79     1 день назад

Как выбрать боковой интервал

Что говорят правила о разъездах в узких местах.

21014    19     4 дня назад

SKODA Kodiaq: едем в зону отчуждения

Новый кроссовер SKODA имеет семь мест и множество приятных мелочей, но чего-то в нем не хватает.

41897    86     5 дней назад

Пленочный F.A.Q: ответы на популярные вопросы о тонировке

Тонировка в России и за бугром: аресты, штрафы и исследования о светопропускании стекол.

47703    149     7 дней назад

Водитель не пропустил коляску

В видеорубрике «Нарушение месяца» мы регулярно выкладываем ролики с видеорегистраторов пользователей нашего сайта. Речь не только про такие...

28980    19     8 дней назад