m.auto.76.ru
20 февраля 2017 05:55

Отпрыгнуть от скорой: как не лишиться прав за маячок

Максимальное наказание за непропуск спецмашины с маячком – лишение прав. Но как быть, если уступить дорогу невозможно физически? А что делать под камерами видеофиксации, которые оштрафуют водителя за нарушение, даже если он подвинулся ради скорой помощи? Помимо откровенных хамов, под жернова КоАП попадают вполне порядочные водители.

Что может маячок

Спецмашина в характерной раскраске (скорая помощь, патрульное авто, пожарная) при включении маячка имеет право отступать от некоторых пунктов ПДД, например, превышать скорость, обгонять в запрещенной зоне, проезжать на запрещающий сигнал светофора. Однако есть и ряд условий: экипаж должен выполнять неотложное задание, а водитель – обеспечивать безопасность движения.

Приоритет над другими участниками движения спецмашина получает лишь после включения звукового сигнала – сирены. И снова к водителям экстренных служб предъявляется вполне конкретное требование: убедиться, что им уступают дорогу.

– Есть прецеденты, когда в конфликтных ситуациях при ДТП вину возлагают и на водителей спецтранспорта, если они не убедились в безопасности маневра, – поясняет автоюрист организации Vserazrulim Лев Воропаев.

Будьте уступчивей

Но подобные обстоятельства не должны расслаблять прочих водителей, потому на них в любом случае лежит обязанность уступать дорогу автомобилям с маячком и сиреной. По ч. 2 ст. 12.17 КоАП за игнор спецтранспорта грозит штраф 500 рублей или лишение прав на срок до 3 месяцев.

Водителям также запрещается обгон спецмашин с горящей «люстрой», а в случае приближения к стоящему автомобилю с маячком и сиреной нужно сбросить скорость и быть готовым остановиться.

Но главное, ДТП со спецтранспортом чреваты сложными разборками, которые не нужны никому: ни самим водителям, ни людям, на помощь которым спешили представители экстренных служб. Слышите сирену – будьте готовы уступать.

Выхода нет

Но как далеко нужно зайти для пропуска спецтранспорта? Нередко бывает, что автомобили зажаты в пробке и деваться просто некуда, либо же узкий проезд не оставляет шансов сместиться.

– Безусловно, для выполнения требования уступить дорогу спецтранспорту у водителя должна быть физическая возможность сделать это, – рассказывает Лев Воропаев. – Если возможности нет – то нет и состава правонарушения.

Впрочем, перегибы на этой почве случались, и что самое досадное, наибольшую склонность к превышениям демонстрируют не водители скорой или пожарной – им просто некогда «бодаться», а банальные машины сопровождения кортежей. Их, напомним, мы обязаны пропускать наравне со скорыми.

Так, несколько лет назад в Екатеринбурге разразился скандал, когда автомобилистку Юлию Герасимович пытались лишить прав по ст. 12.17 КоАП за непропуск кортежа полпреда президента по Уральскому округу. Девушку спас общественный резонанс, дело прекратили, но осадочек остался.

Когда дорога свободна

А если вы едете по относительно свободному шоссе, нужно ли уходить вправо или смещаться на обочину? Или вы стоите в заведенной машине во дворе, мешая проезду скорой, – надо ли отъезжать? Недавний скандал на Камчатке, когда упертость водителя не позволила скорой приехать к умирающему (человек в итоге скончался), привлек внимание к проблеме и породил шквал предложений об ужесточении ответственности вплоть до уголовной.

Формально понятие «уступить дорогу» требует не начинать, не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это создаст помеху участникам движения, имеющим приоритет. Складывается впечатление, что равномерная езда по дороге перед машиной скорой помощи или стояние во дворе вполне удовлетворяют критерию «не предпринимать чего-то, чтобы помешать».

Однако водителям вменяется в обязанность уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда спецтранспорта, и на практике эта норма трактуется весьма жестко.

– Даже если ваш автомобиль стоит или едет равномерно, вы должны сделать все возможное, чтобы машина со спецсигналом проехала мимо без осложнений, – поясняет Лев Воропаев. – По крайней мере суды расценивают требования ПДД именно в таком контексте. Есть возможность съехать на обочину, значит нужно съезжать.

Пропуск под камерами

Бывает, спецмашина накатывает в зоне контроля камерами видеофиксации, и для пропуска нужно нарушить те или иные правила. На видео ниже автомобилистка сместилась за стоп-линию для проезда скорой и получила штраф 800 рублей. Справедливо?

 

Разумеется, нет. И штраф был впоследствии отменен, хотя для этого, естественно, потребовалось обратиться в центр видеофиксации.

Как оспорить штрафы с камер

В первые месяцы после внедрения камер видеофиксации инспекторы ГИБДД просматривали большую часть отснятого материала, но с увеличением количества и производительности камер они перешли в автоматический режим: инспекторы, как правило, обрабатывают запросы, в которых камера не смогла распознать номер или обнаружила другую проблему.

Резюме

Пропускать спецмашины нужно по системе «все включено», то есть делать максимум возможного. Невозможное делать не надо – это невозможно. Если пытаются привлечь к ответственности – отстаивайте правоту в суде, а в особо вопиющих случаях помогает общественный резонанс: пишите нам через форму обратной связи ниже.

Но если не включать дурака, в подавляющем большинстве случаев пропустить скорую без нервов возможно. Она ведь может спешить и к вашим знакомым.

Артем Краснов  

Фото Олега Каргаполова

56508    65   |  



Письма с угрозами, цепи на колесах и рыдающие дети: новые схемы развода водителей

Рассказываем, какие еще способы изобретают мошенники, чтобы поживиться на автомобилистах.

60431    48     1 день назад

Японские инженеры придумали «идеальный двигатель»

Компания Mazda внедряет гибрид бензинового мотора и дизеля.

27070    64     5 дней назад

Mazda CX-5. Хайп и трепет

Mazda я не тестировал семь лет, поэтому, наверное, CX-5 удивил настолько сильно. Это точно Mazda?

33995    123     8 дней назад

Ликбез для новичков

Несколько золотых правил автовладельца, которые минимизируют возможные проблемы с машиной.

43323    114     12 дней назад

Закон о «народном ОСАГО»: снизится ли стоимость полисов

Минфин предложил выгодные автомобилистам поправки, которые позволяет страховым бороться за клиентов.

30329    61     12 дней назад